1 ноября 2011 года православная молодежная ассоциация «Корсунь» организовала научно-познавательную экскурсию «По пушкинским местам Парижа». Вела экскурсию известный пушкиновед, научный работник Дома-музея А. С. Пушкина в Санкт-Петербурге на Мойке, 12 Екатерина Ефимовна Эткинд. Катерина – легендарная личность: дочь прославленного переводчика Ефима Эткинда, эмигрировавшего во Францию после процесса над И. Бродским. Ее отец организовал в Ленинграде школу переводчиков, которая перевела на французский язык всего Пушкина, Лермонтова и других классиков русской литературы.
Итак, фрагменты экскурсии. (Катерина Эткинд во время экскурсии читает много цитат из произведений поэта и его современников.)
Из письма Пушкина Бенкендорфу 7 января 1827 года: «Так как я еще не женат и не связан службой, я желал бы отправиться в путешествие во Францию или Италию. Однако, если это будет мне не дозволено, я просил бы разрешить посетить Китай». Бенкендорф отвечает 10 дней спустя, 17 января 1827 года: «Государь Император не удостоил снизойти на Вашу просьбу посетить заграничные страны». Так что Пушкин был первый «рефьюзник» России («отказник» – от английского слова refuse – отказывать). Но, тем не менее, очень много в его произведениях мест, непосредственно связанных с Парижем. Словно он тут уже был, а потом все написал. «Поедем, я готов: куда бы вы, друзья, Куда б ни вздумали, готов за вами я Повсюду - следовать, надменной убегая, К подножию стены далекого Китая, В кипящий сей Париж…» А также - «Но Бог помог- стал ропот ниже, И скоро силою вещей Мы очутилися в Париже»… («Евгений Онегин», глава 10)
Встреча желающих посетить экскурсию состоялась в беседке из разноцветного муранского стекла на бывшей площади Пале Рояль (Place du Palais Royal) , теперь это – Place Colette. Шел дождь, кто-то взял зонт – иные героически мокли, но, тем не менее – все пришли. И дошли до победного конца! На этой площади любил гулять первый биограф поэта – Павел Васильевич Анненков. Справа от нас – «Комеди Франсез» – в стены старинного театра вделаны барельефы Мольера, Корнеля, Расина и Виктора Гюго, которых в детстве Александр Сергеевич читал на языке оригинала. В холле «Комеди Франсез» нам прочли краткую лекцию о первом учителе французского языка поэта. Им оказался беглый брат известного французского революционера Марата. Правда, не такой безумный – как говорит Катерина. Далее, на углу ул. Ришелье и пляс Колетт – знаменитый оружейный магазин «Ле паж» (Foure le Page), построенный в 1716 году – здесь продавались дуэльные пистолеты Онегина и Ленского.
(«Примчались. Он слуге велит Лепажа стволы роковые Нести за ним, а лошадям Отъехать в поле к двум дубкам…» «ЕО», глава 6, строфа 25) … Там долго находился оружейный сундучок, в котором хранились прототипы пистолетов из дуэли. Сундучок показывали посетителям по их особой просьбе. Теперь там бутик мужских рубашек…
Далее, наш путь следует к фонтану Мольера. Первая эпиграмма Александра Сергеевича была написана по-французски, и написана она была на самого себя, как на плагиатора пьесы Мольера: («Dis-moi, pourquoi l’Escamoteur Est-il sifflé par le parterre ? Hélas! c'est que le pauvre auteur L'escamota de Molière». Перевод: «В чем похититель виноват? Освистан публикой партера. Бедняга автор сам не рад, Похитил пьесу у Мольера».) В детстве Пушкин написал пьесу, «украденную» у Мольера, – а сестра Ольга указала ему на это. Так, что эпиграмма была сочинена на самого себя… Его отец, Сергей Львович Пушкин, читал ему в детстве вслух пьесы Мольера, заучивая роли наизусть (Ю. Тынянов, роман «Пушкин»)… Прямо напротив памятника Мольеру оказывается подъезд дома, где Мольер скончался… Выяснилось это не так давно, вот такой вот парадокс истории… Тут неожиданно Екатерина поворачивает в крошечный пассаж – и мы оказываемся на улице Божоле (Beaujolais). Именно здесь находилось café Very - Вери, где секундант Ленского, Зарецкий, выпивал каждое утро за завтраком подряд три бутылки (возможно, шампанского?) – в долг, разумеется: «Бывало, льстивый голос света В нем злую храбрость выхвалял, Он, правда, в туз из пистолета В пяти саженях попадал…. Новейший Регул, чести бог Готовый вновь предаться узам, Чтоб каждым утром у Вери В долг осушать бутылки три». («Евгений Онегин», гл.6, строфа 5). В ресторане изысканный интерьер, которому более 200 лет! Расписные дубовые панели приводят в трепет, треснувший лак, и каждое кресло подписано - где сидели Вольтер, Бальзак, и прочая, и прочая. За легендарным кафе находится чудный парк Пале Рояль, выполненный в чисто версальском духе, а за ним - здание Национальной библиотеки. Здесь хранится переписка графа Козлова с Яковом Толстым, и здесь же в 1825 году были написаны стихи Козлова «Чернец»…Рядом, в соседнем здании, выступал с докладом друг детства Пушкина Кюхельбекер – по прозвищу «Кюхля», вместе с Дельвигом они были родом из прибалтийских немцев. Когда они с Дельвигом приехали в лицей, то говорили только по-немецки и по-французски. Бенжамен Констан пригласил Кюхельбекера выступить с докладом о русской цивилизации, культуре, литературе в Париже, в зале «Атене Рояль» на rue de Valois. Он прочитал лекцию, в зале сидел «стукач» с маленькими голубыми глазками - за ним всегда была царская слежка. После лекции в течение 24 часов его срочно выдворили из Франции обратно в Россию. И уже не выпускали… Далее: наш путь следует в Grand Opéra – здесь Федор Шаляпин пел «Бориса Годунова», и поворачиваем на улицу Скриба: он написал либретто к «Пиковой даме». Проспер Мериме перевел «Пиковую даму» на французский, и в театре «Опера комик» была первая постановка – 28 декабря 1850 года. В 1914 году начались «Русские сезоны» Сергея Дягилева, где поставили «Золотого петушка» Римского-Корсакова, по хореографии Валерия Фокина. А костюмы и декорации сделали Наталья Гончарова и Михаил Ларионов. Гениальные были декорации, сейчас их можно увидеть в музее Оперы Гарнье. Когда умер Дягилев, в честь него площадь назвали его именем, а Серж Лифарь прямо на площади станцевал балет, который он посвятил памяти близкого друга. Каким-то чудесным образом наш путь оканчивается в кафе «Пушкин» в магазине Le Printemps, где мы делаем на память групповую фотографию со всеми участниками нашей экскурсии. Конечно, жаль, что было плохо слышно на улице – мешал гул машин, а Катерина не могла перекрикнуть его из-за слабого голоса. И иногда приходилось переспрашивать. Но это – не главное. А то, что мы услышали о Париже в строках Пушкина, и посмотрели на него немного его глазами… Мы возвращаемся домой, проходя сквозь Вандомскую площадь, где раньше, во времена Александра Сергеевича, стоял памятник Наполеону – «чугунная кукла», как он его называл … Теперь Наполеона сняли, но мне он мерещится издали – нахмуренный, со скрещенными на груди руками… И столбик с куклою чугунной, Под шляпой с пасмурным челом, С руками, сжатыми крестом… («Евгений Онегин», глава 7, строфа 19)….
Визит архиепископа Виленского и Литовского Иннокентия
С 28 октября по 1 ноября состоялся визит архиепископа Виленского и Литовского Иннокентия в Корсунскую епархию.
Владыка возглавил Литургию 29, 30 октября и 1 ноября в храме Трех Святителей в Париже, встретился со священниками и прихожанами епархии.
После воскресной Литургии 29 октября владыка Иннокентий обратился к верующим со словами приветствия и назидания.
Проповедь высокопреосвященнейшего Иннокентия, архиепископа Виленского и Литовского, 29.10.2011 в храме Трех Святителей в Париже:
Монжерон — небольшой французский городок в 40 минутах езды от Парижа с сохранившимися милыми старыми домиками, которые соседствуют с блочными домами и современными торговыми центрами. Это место хранит следы появления на французской земле русской княжны, жены французского короля Генриха I; выданная замуж в 1049 году она была известна во Франции как Анна Русская или Анна Киевская. Анна Ярославна (младшая дочь киевского князя Ярослава Мудрого) облюбовала эти богатые на дичь леса, совершенно необитаемые в то время, и купила здесь участок земли для постройки загородной резиденции. Красивая, умная и образованная королева основала в Санлисе женский монастырь, у которого были в Монжероне земли и мельница — Мулэн де Санлис. Говорят, что Анна была первой русской, ступившей на французскую землю. Она привезла с собой Евангелие на славянском языке, и все французские короли до революции давали присягу на нем, не зная на каком таинственном языке оно написано.
В 1953 году поместье Мулэн де Санлис вновь попало в русское владение. Софья Зернова, активная участница Русского студенческого христианского движения (РСХД) в Европе, много сделавшая для помощи эмигрантам из России, приобрела поместье в Монжероне на собранные пожертвования, чтобы устроить здесь Русский детский дом. История существования приюта для детей русских эммигрантов — это история Божия промысла: каким-то чудом всегда удавалось находить средства на ремонт и содержание замка, переоборудованного в детское учреждение. В 1957 году было решено построить церковь, деньги на нее собирали всем миром, в том числе сами воспитаники приюта продавали нарисованные кирпичики в Париже, выручая таким образом пожертвования на храм. При строительстве за образец была взята одна из церквей на Охридском озере в Македонии, в память о бабушке Анны Ярославовны — византийской принцессе. Иконостас храма расписал Григорий Круг — один из талантливейших иконописцев Русского Парижа середины ХХ века.
Время шло, сироты выросли, о новых взяло на себя заботу французское правительство. В 1970-е годы на месте детского дома решили организовать Центр помощи нуждающимся — выходцам из Советского Союза. Дома на территории поместья Мулэн де Санлис стали сдавать в аренду как социальное жилье малообеспеченным семьям. Постепенно сюда пришло запустение, некогда восхищавший жителей Монжерона «Русский Замок» стал разваливаться на глазах. В церкви какое-то время служила сербская община, но дух запустения настиг и храм. Однажды местные православные (некогда и они тоже были обитателями замка) решили, что им нужна церковь, учредили приход, выбрали старосту и написали письма во все православные патриархаты. Ответ пришел из Московского. И раз в месяц стал приезжать священник (вернее сказать, его привозили прихожане), служил Литургию. Но священники менялись, службы были редки, приходская жизнь не клеилась...
Задача: найти прихожан
В 2010 году у монжеронского прихода появился свой настоятель — иеромонах Никодим (Павлинчук), родом из Молдавии. Отец Никодим закончил Московскую Духовную академию, два года преподавал в Хабаровской Духовной семинарии и был настоятелем Градохабаровского Успенского собора. Затем год прослужил в Молдавии, в ноябре 2009 года был направлен в Париж инспектором и преподавателем новой семинарии и затем назначен настоятелем храма преподобного Серафима Саровского в Монжероне.
Отец Никодим — редкий образец сочетания образованности и сердечности, увлеченности и цельности, открытости и деликатности. Более десяти лет в монашеском постриге, из них пять лет в священническом сане. Его храм находится в удивительном месте: старинные ворота, напоминающее замок здание, пруд, окруженный вековыми деревьями... Все здесь шепчет о тайне, былом величии и красоте этого места. В храме чувствуешь себя, словно дома. «Откуда я вас знаю?» — спросил отец Никодим после службы. Действительно, ощущение такое, что мы давно знакомы.
—Отец Никодим, чем на Ваш взгляд отличаются приходы в России и зарубежом? Монжеронский приход от московских, хабаровских...
—Русские эмигранты, приезжая в Европу, в первую очередь хотят устроить свою жизнь, заработать. И священник, особенно в молодом приходе, имеет больше забот, чем в России: ему нужно найти своих будущих прихожан. В поезде или в магазине, услышав, что кто-то говорит по-русски или по-молдавски, думаю о том, как мне с этими людьми заговорить, чтобы они стали нашими прихожанами. Поиск прихожан — это наша насущная проблема. Пастырь должен быть готовым в любой ситуации проповедовать о Христе, о том, что рядом есть храм, в который можно прийти.
—У Вас многонациональный приход: русские, молдоване, украинцы, французы... Это проще или сложнее?
—Для меня это просто, потому что в Молдавии мы часто служим на разных языках. И в Монжероне я стараюсь служить так, чтобы каждый мог услышать слова молитвы на своем языке, но, оказывается, что не для всех прихожан это так же просто, как для меня. У некоторых есть стереотип, что мы должны служить только на церковно-славянском, другой язык неприемлем. Приходится объяснять, что на всех языках мы можем славить Бога. Необходимо служить так, чтобы приобщались к молитве все, кто находится в храме. В этом множестве и есть наше единство. Объединиться во едино, чтобы «едиными усты и единым сердцем» славить Бога, это есть тот путь, к которому нас призывает Христос.
—Вы уже больше года живете во Франции, действительно ли это секулярная страна?
—Французы употребляют термин практикующие и непрактикующие христиане, то есть христиане, которые посещают храм, и те, которые никаким образом не участвуют в жизни Церкви. Францию часто называют секулярной страной, и все же... Христианские праздники здесь отмечаются всей страной, французы — традиционно христианский народ.
—Я была на православной Литургии в католическом соборе в Шартре, где хранится Покров Богородицы. Обычное ли это событие, когда католики позволяют служить в своем храме?
—Во Франции такое часто происходит. Католики хорошо относятся к православным, высоко ценят нашу традицию, для многих из них православие — высокая планка, к которой они стремятся.
Жизнь вокруг церкви
—У Вашего прихода непростое соседство...
—Соседи у нас непростые, есть даже ярые противники Церкви. Приходится отстаивать свою позицию. Слава Богу, наши права здесь постепенно утверждаются. Мы соблюдаем все государственные правила: приход юридически зарегистрирован, имеет договор с русской ассоциацией (законный владелец замка) на аренду церковного здания и трапезную, но некоторые жители замка все равно возмущены этим соседством. Служивший до нас сербский приход не имел юридических прав, и жители замка, противники Церкви, иногда прогоняли их, запрещали трапезничать на территории храма. Ситуация была плачевной. Наш приход существует на законных основаниях, и все же у некоторых местных жителей осталась привычка командовать, как например: «Нам мешают колокола!» "Но почему вам не мешают колокола католического храма по соседству? — спрашиваю я.— Давайте вызовем полицию и разберемся... "И, как правило, они успокаиваются.
—Невозможно обойти стороной денежный вопрос. На какие средства существует приход? У Вас не так много прихожан, есть какая-то помощь от епархии?
—Мы живем только на пожертвования простых людей. Это очень скудные средства, на них невозможно осуществить должные реставрационные работы. Но главное, есть возможность приобрести все необходимое для службы, есть возможность сделать так, чтобы и в следующий раз люди могли прийти в храм, независимо от того, сколько они пожертвовали. У нас очень бедный приход, но слава Богу за то, что люди откликаются, как могут. Недавно мы сделали частичный ремонт в храме и в трапезной, к праздникам Рождества Христова и Пасхи приобрели подарки для детей.
—А как Вы сами живете?
—Приходится ограничивать себя самым необходимым.
—Так живут все священники за рубежом?
—Есть священники, которые получают пособие от Патриархии, а я — нет.
—Поделитесь своими мечтами относительно будущего прихода?
—Конечно, мне бы хотелось видеть процветание прихода, но самое главное храм — это место встречи с Богом. И важно, чтобы каждый входящий в него мог быть в единение с Господом.
—Как родилась традиция воскресных чаепитий в вашем храме?
—Она была и до моего прихода. Это добрая традиция, которая сплачивает людей. Чаепитие необходимо для нашего общения, поддержки друг друга. Человек, находясь в другой стране, в другой культурной среде, нуждается в общении со своими, чтобы получить совет, обогатить свой житейский опыт. Мы стараемся помогать нуждающимся по мере наших возможностей. Возможностей мало, зато стараний много.
—Отец Никодим, что вам приносит радость и помогает в тяжелые минуты?
—Радости в жизни много. Мы порой даже не замечаем то, что дает силу, состояние внутреннего покоя и умиротворенности. Самое главное для меня — возможность общаться с близкими по духу людьми. Вместе молиться и поддерживать друг друга.
На правах заключения
Никогда не знаешь, что откроется тебе вдали от дома. То, что кажется таким естественным в Петербурге, например, множество православных храмов, полных прихожан, оказывается совсем нетипичным для православного прихода во французском городке, где настоятелю почти в прямом смысле слова приходится собирать свой приход. Порой кажется, что заграницей-то люди живут лучше, чем мы, и церкви у них богаче, а на деле — все совсем по-другому.Семейственность и сплоченность — вот что удивляет в монжеронском приходе. По словам прихожан, если бы не церковь и возможность общения, то было бы очень тяжело жить во Франции. Трудно конвертируется русский (советский) человек в европейское пространство. Церковь для многих становится островком родины. Русский замок сейчас переживает свое третье рождение (после резиденции Анны Ярославовны и приюта Софьи Зерновой), возможно, уже в скором времени это поместье с церковью в византийском стиле вновь станет одной из достопримечательностей Монжерона.
12 февраля 2011 года кафедральный храм Корсунской епархии, освященный в честь вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Богослова, а также в честь святителя Тихона Задонского,
отметил свой престольный праздник. В этом году исполнилось 80 лет со дня основания прихода, положившему основу для епархий Московского патриархата в Западной Европе.
Праздничную литургию отслужили епископ Корсунский Нестор и епископ Женевский и Западноевропейский Михаил, представляющий Русскую Зарубежную Церковь.
За два дня до этого в честь 80-летия прихода был организован концерт православных хоров, прошедший в храме Saint-Germain-de-Prés в Париже.
Слово преосвященного Михаила, епископа Женевского и Западноевропейского, 12 февраля 2011 года в храме Трех Святителей в Париже:
Слово преосвященного Нестора, епископа Корсунского, 12 февраля 2011 года в храме Трех Святителей в Париже:
Архиепископ Виленский и Литовский Иннокентий (до 24 декабря 2010 года архиепископ Корсунский) приступил к служению на новой кафедре.
В субботу 22 января, в воскресенье 23 января и в понедельник 24 января 2011 года высокопреосвященнейший Иннокентий отслужил литургию в кафедральном храме Трех Святителей и попрощался с клириками и прихожанами Корсунской епархии.
В субботу 22 января архиепископу Иннокентию сослужили епископ Женевский и Западноевропейский Михаил и епископ Корсунский Нестор.
Слово преосвященного Михаила, епископа Женевского и Западноевропейского, 22 января 2011 года в храме Трех Святителей в Париже:
Слово преосвященного Нестора, епископа Корсунского, 22 января 2011 года в храме Трех Святителей в Париже:
Слово высокопреосвященнейшего Иннокентия, архиепископа Виленского и Литовского, 22 января 2011 года в храме Трех Святителей в Париже:
Проповедь архиепископа Иннокентия в воскресенье 23 января 2011 года в храме Трех Святителей в Париже:
Слово высокопреосвященнейшего Иннокентия, архиепископа Виленского и Литовского, по прибытию на Литовскую землю:
В субботу, 6 ноября 2010 года, по приглашению иеромонаха Амвросия (Никовиотиса), молодежная ассоциация «Корсунь» посетила скит Казанской иконы Божией Матери в Муазне и молилась за торжественным богослужением по случаю храмового праздника. После службы всех заботливо препроводили в трапезную, в которой было приготовлено праздничное угощение. В отдельном помещении небольшого домика рядом с трапезной членами общины была устроена небольшая выставка, рассказывающая об истории строительства скитской церкви.
Молодежная ассоциация благодарит отца Амвросия, Наталью Шмеман и всех устроителей праздника за теплый прием и надеется на дальнейшее братское общение.
Паломническая поездка в скит Казанской иконы Божией Матери, Moisenay, 25-26 сентября 2010 года
25-26 сентября 2010 года группа молодежи ассоциации «Корсунь» совершила паломническую поездку в скит Казанской иконы Богородицы,
находящийся в 70 км от Парижа в рядом с поселком Moisenay. Гости были радушно приняты настоятелем скита иеромонахом Амвросием (Nicoviotis).
Паломники оказали посильную помощь скиту, а также участвовали в чтениях вечерни и литургии.
Скит Казанской иконы Богородицы был основан в 1938 году архимандритом Евфимием (Вендтом), а строительство храма, расписанного иноком Григорием (Кругом),
было завершено в начале 60-х годов 20-го века. В настоящее время скит развивается благодаря усилиям иеромонаха Амвросия, который обеспечивает проведение богослужений,
выполняет ежедневную работу по уходу за скитом и, в том числе, содержит небольшую ферму, которая произвела на гостей из Парижа особое впечатление.
Настоятель храма Трех Святителей возведен в сан епископа. АКСИОС!
Настоятель храма Трех Святителей игумен Нестор (Сиротенко), возведенный в сан архимандрита в праздник Успения Пресвятой Богородицы, 4 сентября 2010 года был наречен во епископа Кафского, викария Корсунской епархии. Чин наречения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
5 сентября 2010 года, в праздник Собора Московских святых, Блаженнейший Патриарх Александрийский и всея Африки Феодор II и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершили Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя,
на которой была совершена хиротония архимандрита Нестора (Сиротенко) во епископа Кафского.
Слово Высокопреосвященнейшего Иннокентия, архиепископа Корсунского, после благодарственного молебна по случаю хиротонии викарного епископа Корсунской епархии:
Ответное слово Преосвященнейшего Нестора, епископа Кафского:
Cлово Преосвященнейшего Нестора, епископа Кафского, после первой возглавляемой им литургии архиерейским чином, 12 сентября 2010 года:
Православный молодежный лагерь «Русское Средиземноморье»
6 – 13 сентября 2010 года в Каннах при участии Михаило-Архангельского прихода города и Ассоциации молодeжи Русской Православной Церкви во Франции «Корсунь» был проведeн первый лагерь православной молодeжи «Русское Средиземноморье».
В течение недели участники лагеря – учащиеся в Парижской духовной семинарии, прихожане русских храмов Парижа, Мёдона, Ниццы, Милана и Москвы – имели возможность через совместное общение в труде и молитве познакомиться и подружиться. Они посетили местные христианские святыни и культурные памятники (Леринский монастырь, Николаевский собор и русское кладбище в Ницце), молились за богослужениями в каннском храме.
Настоятель Михаило-Архангельского храма священник Максим Массалитин рассказал гостям о святых древней Галлии и о знаменитых прихожанах этого храма, проживавших в Каннах в XIX – XX веках.
Он также выразил надежду на то, что традиция проведения молодежных лагерей, существовавшая в прошлом веке в приходе Русской Зарубежной Церкви в Каннах, возродится, и будет способствовать укреплению русского православного духа на Лазурном берегу.
13 июня 2010 года в кафедральном соборе святых новомучеников и
исповедников Российских Германской епархии Русской Зарубежной Церкви в сан диакона для
ставропигиального Михаило-Архангельского
храма в Каннах
был рукоположен Антон Васильевич Одайский. По благословению Преосвященного
Митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона, Первоиерарха
Русской Зарубежной Церкви, рукоположение диакона Антония совершил Преосвященный
Марк, архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский.
Диакон Антоний Одайский родился 27 мая 1973 года в
Ялте. Крещен в Православной Церкви в 1990 году. В 1996 году закончил
образование в Севастопольском техническом университете по специальности «Компьютерные системы и
сети». Во время учебы был прихожанином Владимирского храма в Херсонесе
Таврическом. Вернувшись в Ялту, работал в миссионерском обществе «Диаконисса»
при домовой церкви семьи Романовых Ливадийского дворца. В 1998—2003 годах
обучался на философско-богословском факультете Российского православного института святого
Иоанна Богослова
в Москве. С 2000 года последовательно работал в синодальных Отделе религиозного образования и катехизации и Отделе по делам молодежи
Московского Патриархата. В 2002 году явился одним из основателей Молодежной
общественной организации «Общее дело». 11 августа 2004 года в
Александро-Невском соборе Парижа венчался с Мириам д'Авезак де Кастера. С тех
пор проживал со своей семьей, пополнившейся тремя детьми, в Версале, был
активным прихожанином храма
Державной иконы Божией Матери в Шавиле, проводил вероучительные занятия на Трехсвятительском подворье
Московского Патриархата в Париже, где стал одним из руководителей Ассоциации
молодежи Русской Православной Церкви во Франции «Корсунь».
31 мая 2010 г. на заседании в Санкт-Петербурге Священный Синод Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла рассмотрел прошение архиепископа Корсунского Иннокентия о назначении викарного епископа в Корсунскую епархию.
Игумен Нестор (Сиротенко), настоятель храма Трех Святителей в Париже, избран викарным епископом Корсунской епархии с титулом Кафский.
По возведении его в сан архимандрита наречение и хиротония игумена Нестора (Сиротенко) во епископский сан будет совершена в городе Москве.
(источник)
9 мая 2010 года мы, прихожане Трехсвятительского храма в Париже, собрались в приходском зале. Начался концерт в честь Дня Победы.
Исполнители нашего и Монжеронского приходов спели свои любимые военные песни, те, которые мы знаем с самого детства: "День Победы", "Землянка", "Синий платочек" и др. Весь зал подпевал, многие плакали и вытирали слезы.
Одним из ярких номеров было выступление нашей любимой Марии Кондрашковой - ведь она регент церковного хора и обладательница волшебного меццо-сопрано.
После концерта состоялась праздничная трапеза, где мы все за чашкой чая продолжали петь под гитару.
В конце праздника г-н Кессельман, один из старейшин нашего прихода, бывший староста Трехсвятительского прихода и Свято-Троицкого храма в Ванве, сказал проникновенные слова. "Какое счастье, что мы - русские. Вы не можете себе даже представить, как нам всем повезло, что мы можем собраться вместе и петь любимые песни. Нигде, ни один народ в мире на такое не способен.
Только русские..."
Вечер завершился общим хором. Мы спели "Хотят ли русские войны".
Встреча молодежи Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви Заграницей
B воскресенье 18 апреля 2010 года приход храма Воскресения Христова Русской Православной Церкви Заграницей в городе Медон под Парижем отмечал свой престольный праздник,
гостем на котором была в том числе делегация молодежи Трехсвятительского подворья Корсунской епархии РПЦ.
Праздничную литургию возглавил Преосвященнейший Михаил, епископ Женевский и Западно-Европейский (РПЦЗ).
В праздничной трапезе приняли также участие клирик Трехсвятительского подворья иеромонах Иосиф и настоятель подворья игумен Нестор, выступивший с похвальным словом.
Во время трапезы провозгласили «МНОГАЯ ЛЕТА» о. Иосифу, у которого был день Ангела, и песнопение подхватил весь зал под управлением регента Е. Соловьева.
Как отметил настоятель
храма Воскресения Христова протоиерей Михаил Гудков, «особо было очень приятно и отрадно видеть, что русская православная молодёжь из Трёхсвятительского Подворья специально посетила наш храм, чтобы вместе помолиться и разделить с нами совместную радость духовного торжества»
(ссылка).
Доклад иеромонаха Иосифа (Павлинчука) о сирийском монашестве
В воскресенье 14 марта 2010 года настоятелем парижского храма Введения во храм Пресвятой Богородицы о. Николаем Ребиндером была организована встреча,
на которой иеромонах Иосиф (Павлинчук) представил доклад "Сирийское монашество как неотъемлемая часть раннехристианского аскетического наследия (IV-VII века)".
О. Иосиф рассказал об истории, топографии и особенностях сирийского монашесва, а также о его влиянии на развитие Православной Церкви.
Электронную версию и звукозапись доклада можно скачать (или послушать) ниже
Во вторник 9 февраля кафедральный храм Трех Святителей посетил архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий (Данилов) и делегация
Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря во главе с игуменией Сергией (Конковой). В дар храму была преподнесена икона прп. Серафима Саровского с частицей его святых мощей.
В среду 10 февраля гости отслужили молебен в православной часовне прп. Серафима Саровского у мощей св. равноап. Елены в храме Saint Leu - Saint Gilles.
В воскресенье 1 ноября в храме Трех Святителей и Тихона Задонского состоялось первое занятие по изучению
церковнославянского языка под руководством преподавателя Киевской Духовной Семинарии Юрия Шешко. Занятия предусматривают практику чтения, знакомство с лексикой и синтаксическими
парадигмами церковнославянского языка с целью лучшего понимания богослужебных текстов.
Запись первого занятия можно прослушать ниже:
(паломничество в Покровский женский монастырь, Франция, Bussy-en-Othe, октябрь 2009)
В выходные 2-4 октября мы, группа паломников от русской православной церкви Трех Святителей в Париже (Eglise des Trois Saints Hiérarques, 5 rue Pétel), посетили Покровскую женскую обитель, расположенную в живописных окрестностях Бургундии, в местечке Бюсси-ан-От (Bussy-en-Othe)
1
.
После Божественной литургии, которая прошла в глубокой молитвенной атмосфере в прекрасной нововыстроенной церкви, и завтрака в соседней трапезной, разделившись на мужскую и женскую группы, мы разошлись на послушания – с целью помочь сестрам, а скорее, конечно, для спасения своей души. В то время как паломники мыли окна и натирали воском деревянные панели корпусов, паломницы занялись чисткoй подсвечников в церкви и приготовлениeм фруктов для выпечки.
Затем одна из сестер монастыря, мать Коломба, предложила нам посетить монастырские владения. Мы увидели старинную церковь обители, в которой проходили службы до постройки в 2002 году нового храма, содержащую множество прекрасных икон, пожертвованных со всех частей света; часовню преп. Серафима, выстроенную исключительно руками одной из сестер; совершили прогулку по саду, где мать Коломба угостила нас чудесными яблоками.
После трапезы, на которой мы, между прочим, отведали вкуснейшее тыквенное пюре (тыквы выращиваются тут же, на монастырском огороде), мать Магдалина предложила нам подробный осмотр новой церкви. Мы с радостью согласились. Интерпретация настенных фресок в устах матери Магдалины превратилась в настоящую богословскую лекцию, во время которой паломники, включая автора статьи, узнали для себя много нового, в том числе:
1) что означают аллегорические фигуры животных, расположенные на фресках центрального свода под соответствующими фигурами четырех апостолов-евангелистов
2
;
2) что такое метанóйя (в переводе с греческого – “превращение”, “преображение”, “перестройка”), или что случилось с Закхеем в момент встречи со Спасителем
3
;
3) почему центральная икона Спасителя в храме в русской иконописной традиции имеет скорее кроткий, благостный лик, нежели грозный вид всемирного Судии;
4) что такое суд совести, или какая участь ждет тех, кто не принадлежит к христианкой вере, и, в частности, к нашей православной традиции, а также, почему божественная любовь изображается в виде огня (фреска Страшного суда);
и многое другое.
Ответ на эти или иные вопросы уважаемые читатели смогут найти, посетив это святое место.
Отметим особо, что в Покровской обители хранятся св. мощи недавно канонизированного святого праведного отца Алексея Южинского (протоиерея Алексея Медведкова), просиявшего в эмиграции на французской земле; эта святыня была торжественно передана обители в 2004 году. Перед мощами святого всегда есть возможность отслужить молебен.
В заключение, мы выражаем огромную благодарность матери игумении, всем сестрам (особенно Коломбе и Магдалине), уделившим нам столько внимания, и просим их святых молитв.
Особенная благодарность художнику Сергею Тутунову, оказавшему нам гостеприимство в своем загородном доме в Бюсси, a также всем, принявшим участие в организации этой поездки, без помощи которых наше паломничество бы не состоялось.
18 октября 2009 года для прихожан храма Трех Святителей была организована поездка в недавно открывшуюся
Духовную семинарию во Франции.
Ректор семинарии
иеромонах Александр (Синяков) встретил гостей и рассказал им об истории семинарии и об организации учебного процесса.
Новая семинария расположилась в городе Épinay-sous-Sénart в 20 километрах от Парижа и рассчитана 40 семинаристов (с учетом пятилетнего обучения).
В этом году на первый курс семинарии были приняты 15 студентов из разных стран СНГ.
На обратном пути паломники посетили православный храм прп. Серафима Саровского и свв. Сергия и Германа Валаамских в городе Montgeron, находящемся в 19 километрак к югу-востоку от Парижа.
11 октября в храме Трех Святителей прошел концерт трио из Молдавии «Южный глас»
под управлением протодиакона Димитрия Коваля. Трио «Южный глас»
является единственным в своем роде вокальным коллективом, дипломантом многих международных фестивалей и
музыкальных конкурсов, а также несомненным обладателем «приза зрительских симпатий» прихожан нашего храма.
По благословению архиепископа Корсунского Иннокентия 29-30 августа 2009 года в скиту Святого Духа под Парижем состоялись Успенские схолии.
Настоятель скита Святого Духа игумен Варсонуфий рассказал участникам схолий об истории скита, а также провел беседу о духовной жизни в православии.
Записи этих бесед (на французском языке) можно прослушать ниже:
5 июля 2009 года в храме Трех Святителей руководитель иконописной мастерской и ученица Леонида Успенского Эмилия ван Таак
прочитала для всех желающих лекцию об истории и основных канонах иконописи.
Молодежь составила основную часть слушателей.
Запись этой лекции (на французском языке) можно прослушать ниже:
24 и 31 мая в храме Трех Святителей под руководством врача-реаниматолога Натальи Тулаевой прошел курс оказания первой помощи. Прихожане и члены молодежной ассоциации имели возможность получить теоретические знания и некоторые навыки по проведению непрямого массажа сердца, искусственной вентиляции легких, а также остановке кровотечений.
8 мая при храме Трех Святителей прошел вечер военной песни, посвященный Дню Победы. В программе были показаны кинохроника и фотографии военных лет, отрывки из художественных фильмов.
В воскресенье 3 мая 2009 года, Неделю святых жен-мироносиц, в католической церкви Madeleine состоялось православное поклонение мощам святой равноапостольной Марии Магдалины.
Обращение Святейшего Патриарха Кирилла в День православной молодежи
По случаю Всемирного дня православной молодежи, который отмечается 15 февраля, в праздник Сретения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил обращение архипастырям, пастырям и всем верным православным чадам Русской Православной Церкви.
Преосвященные архипастыри, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
Сердечно поздравляю вас с праздником Сретения Господня и Днем Православной молодежи!
Молодость — благословенное и ответственное время. Кипучая, нерастраченная энергия молодых людей вызывает восхищение взрослого человека. Молодости свойственно штурмовать и брать небывалые высоты, но она подвержена и риску падения. Кто из нас не переживал в молодости высочайшие взлеты, и кто не становился свидетелем страшных жизненных катастроф, происходящих с молодыми людьми? Чье сердце не скорбело при взгляде на то, как иногда понапрасну растрачиваются их жизненные силы. Зачастую отрезвление наступает слишком поздно, и многие из нас, достигнув зрелого возраста, с горечью понимают, что время молодости потеряно безвозвратно. Чтобы этого не случилось взрослые должны оказывать молодым людям внимание. Задача пастырей Церкви ― показать молодежи путь доброй жизни и служения Богу и ближнему.
Бог так устроил человеческую природу, что именно в служении человек обретает подлинное счастье. И чем более высоким и полнокровным бывает это служение, тем более полным бывает счастье. Служение Христу, которое начинается с простых добрых дел и с попытки жить в соответствии с Его заповедями, приносит человеку счастье, которое начинается на земле, но имеет продолжение в вечности, делает человека причастником Жизни вечной.
На страницах Священного Писания мы читаем призыв святого апостола Петра: «Служите друг другу каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Петр. 4:10). Именно эти слова апостола выбраны нашей Церковью в качестве девиза всех начинаний в области православного молодежного служения. В сегодняшний праздничный день мне бы хотелось от всей души пожелать всем православным пастырям и взрослым наставникам молодежи благословенных успехов на поприще миссионерского и просветительского делания.
Мы живем в государстве с древней историей и многовековыми священными традициями. Пройдя через горький опыт отторжения от собственных исторических корней, проведя долгие десятилетия в бесплодных странствиях по распутьям мира сего, страна вновь возвращается на свой путь, предначертанный Самим Богом.
Прошедшая в минувшем году публичная дискуссия «Имя России», завершившаяся триумфальной победой святого благоверного князя Александра Невского, ярко свидетельствует о том, что образ православного воина-праведника, от юных лет жертвенно служившего Богу и ближнему, находит живой отклик в сердцах миллионов россиян.
Сегодня нам предстоит восстановить разорванную связь времен и традиции и уже на этой основе строить будущее. Хотел бы обратиться к вам, молодые люди современной России, с призывом познать и блюсти православную веру наших предков, беречь Отечество, сохраняя ему верность во всех жизненных невзгодах, стремиться к созданию полнокровной собственной семьи. Эти простые истины испытаны временем, опираясь на них, мы способны построить сильное государство, достичь успеха и испытать полноценное счастье в личной жизни.
Наступивший 2009 год объявлен Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым в России Годом молодежи. И сегодня для нашей Церкви, которая не оставляет своей материнской заботой никого из ее верных чад, молодежь должна стать группой, требующей особого пастырского попечения.
Вглядываясь в черты многих молодых людей, мы видим лицо Православной Церкви будущего. Полагаю, у нас есть все основания смотреть в будущее с оптимизмом.
+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
(источник...)
Патриархом Московским и всея Руси избран митрополит Кирилл
Вечером 27 января 2009 года в Храме Христа Спасителя были оглашены итоги выборов
Патриарха Московского и всея Руси. Решением Поместного Собора на Московский Патриарший
Престол избран митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.
В тайном голосовании приняли участие 702 делегатов Собора. Количество бюллетеней
после голосования 700, из них действительных бюллетеней 677, недействительных - 23.
По итогам голосования Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Смоленский и
Калининградский Кирилл получил 508 голосов, управляющий делами Московской
Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент – 169 голосов.
(источник...)
В избрании Святейшего Патриарха приняли участие представители Корсунской епархии: Высокопреосвященнейший
архиепископ Иннокентий, игумен Нестор (Сиротенко),
иеромонах Александр (Синяков), Екатерина Анисимова, а также известный прихожанам Трехсвятительского подворья
клирик Молдавской Митрополии МП иеромонах Никодим (Павлинчук).
11 ноября при храме Трех Святителей Русской Православной Церкви Московского Патриархата,состоялся обучающий семинар «Галльские схолии», целью которого стала подготовка руководителей социальных проектов епархии.
Сегодня наши соотечественники, проживающие или временно находящиеся в Европе, могут укрепляться в православной вере и участвовать в полноценной литургической жизни многочисленных храмов Корсунской епархии во Франции, Испании, Швейцарии и Португалии. При этом общественное служение Православной Церкви в этих странах еще ждет своих делателей. Назрела необхомость более активного и деятельного участия мирян в социальной, катехизаторской, молодежной работе епархии. Полноценное развитие этих аспектов деятельности Церкви требует овладения определенными знаниями и навыками работы.
На обучающем семинаре «Галльские схолии» и была поставлена задача подготовить руководителей социальных проектов Корсунской епархии, то есть обучить активных прихожан необходимым теоретическим знаниям и дать им практические навыки общественного служения.
При организации православного семинара важно правильно выбирать образ преподавания. В современном христианском мире на Западе существует традиция устраивать ретриты (англ. retreat) — небольшие выездные семинары с изучением вероучения и молитвенной практикой в отдаленных, тихих, живописных местах, на природе или в монастыре. Митрополит Антоний (Блум) описывает это явление в своих воспоминаниях, когда он вместе с интересующимися православием хиппи провел на далекой заброшенной ферме несколько дней, в посте, с долгими периодами тишины, молитвы и редкими краткими беседами-наставлениями об обретаемой вере. У нас была несколько иная цель, более прикладная. Но надеясь положить традицию подобных образовательных мероприятий, мы назвали первый семинар словом «схолия», от древнегреческого scolh («схолэ») — школа, учение, досуг, времяпрепровождение. Так как в этот раз семинар не был продолжительным по времени и не нуждался в особых внешних условиях (молитвенной уединенности), было решено провести его непосредственно при кафедральном храме Трех Святителей в Париже, тем более что семинар был организован для прихожан Парижского благочиния Корсунской епархии.
В семинаре принимали участие около десяти человек. Одна из участниц, Екатерина Соложенко – киевлянка, продолжающая в Париже свое образование и проходящая послушание за свечным ящиком Трехсвятительского храма, так охарактеризовала прошедшие схолии: «Замечательный семинар! На нем я приобрела теоретические и практические навыки написания социального проекта, и теперь намерена закончить и реализовать сформулированный мною проект». Помимо этого Катя собирается «организовывать различные приходские и межприходские мероприятия, участвовать в руководстве молодежной организации». Здесь необходимо отметить, что верующие Корсунской епархии намерены создать свою общественную организацию, и сейчас среди молодежи храма Трех Святителей идут бурные дискуссии о названии создаваемой организации и ее интернет-сайта. Духовником организации является иеромонах Алексий (Дюмонд), который официально служит православным капелланом знаменитого Иностранного легиона.
В целом можно констатировать, что после прохождения семинара его участники умеют:
Ясно и последовательно излагать свои намерения и идеи общественного служения в форме законченных письменных проектов.
Находить спонсоров для разработанных проектов, обосновывая необходимость их финансовой поддержки.
Четко реализовывать разработанные проекты.
Устанавливать и развивать общественные связи, работать со средствами массовой информации.
В ходе работы семинара его участники подготовили ряд проектов. Например, проект Андрея Клемма «Святой источник» направлен на восстановление благолепия и почитания источника, который в XIII веке забил из-под храма в городке Сантин в Пикардии, когда в этот храм доставили мощи святого Иоанна Крестителя. Благодаря трудам Андрея и Виолеты Масловых, развивающих паломническую службу Корсунской епархии, православные уже начали совершать регулярные паломничества к мощам Иоанна Предтечи и его источнику. Екатерина Матвиенко намерена вести проект «Развитие православной культуры во Франции» для знакомства с православной традицией учащихся образовательных учреждений Парижа. Антонина Андрэ разработала проект «Пойте Богу нашему, пойте!» по созданию церковного хора и проведению межприходского фестиваля церковных хоров. Александр Асеев намерен проводить проект «Сохранение и поддержание памятников русского наследия во Франции». Первым делом он планирует заняться реставрацией и уходом за заброшенными могилами русских священиков и монахов на кладбище в городке Розе-ан-Бри. Проект Екатерины Соложенко «Апологетика учения Православной Церкви» призван аргументировано и доходчиво разъяснять и опровергать различные современные заблуждения среди православных христиан.
Подобные схолии, а также короткие циклы катехизаторских лекций могли бы перерасти в единую миссионерско-просветительную программу Корсунской епархии. Эта возможность подтверждается интересом православных из различных регионов Франции к образовательным программам при кафедральном храме Трех Святителей в Париже.