Краматорский святой Архимандрит Варсонофий Юрченко

Модератор: Андрей Маслов

Краматорский святой Архимандрит Варсонофий Юрченко

Сообщение Катя Матвиенко » 24 янв 2009 01:21

Спешу поделиться моей радостью, с вами, мои дорогие!!! Вот мой друг написал замечательный материал о нашем местном святом...Подумать только, по моему городу ходил святой... по тем же улочкам, теми же дорогами...Поистине, Дивен Бог во святых Своих!

Архимандрит Варсонофий, в середине прошлого века строивший Свято-Покровский храм в Старом городе, прославлен в лике святых

В августе в духовной жизни Краматорска произошло значительнейшее событие. Украинская Православная Церковь прославила в лике святых архимандрита Варсонофия (Юрченко) - православного старца, прославившегося своей праведной жизнью и преданностью вере.

Более 10 лет он провел в советских тюрьмах и лагерях, 25 раз подвергался арестам, не желая отказываться от православия. Он похоронен в Херсоне, а в 30-е годы и с 1946 по 1950 год жил в Краматорске, основал Свято-Покровский храм в Старом городе и привел к вере многих людей.

Операция “Черный паук”
“Он и сегодня молится за Краматорск, - говорит краматорский краевед Наталья Овсянникова. - Только три города Донецкой области имеют святых, прославившихся в этих городах. Это Святогорск, Мариуполь и Краматорск. Отец Варсонофий жил среди нас, имел в Краматорске своих духовных чад, которые сейчас передают духовный опыт своим детям и внукам. Наверное, поэтому в городе такая благоприятная духовная обстановка”.

По словам Натальи Овсянниковой, в конце 20-х - начале 30-х годов Православная Церковь в Советском Союзе была разорена и практически обезглавлена безбожной властью. “Храмы и монастыри были закрыты, высшее духовенство было почти полностью выслано в лагеря или уничтожено, - рассказывает она. - Открыто исповедовать свою веру было невозможно.

В обстановке тотального страха, слежки и доносов наивысший подвиг исповедничества совершали монахи разогнанных монастырей и довольно большая часть белого духовенства. Некоторые священники встали на путь тайной церкви, то есть совершали богослужения, исповедовали, причащали, наставляли на дому, в подвалах и сараях.

По гэпэушной терминологии такой метод церковной практики называли “хатничеством”. Подпольное духовенство и монашество получило название “черные пауки” по одноименной операции ГПУ в начале 30-х годов в Украине”.

От веры не отступал
Родился будущий святой 15 августа 1880 года в деревне Лозоватке Херсонской губернии, в крестьянской семье. В 27 лет он поступил в Киево-Печерскую Лавру, где в течение восьми лет жил и одновременно учительствовал. В 1916году он принял монашескийпостриг с именем Варсонофий. Позже он был назначен игуменом Свято-Григорьевского Бизюкова монастыря.

После революции служил в приходах юга Украины, боролся с обновленчеством. В период гонений на Церковь старец Варсонофий 25 раз подвергался аресту. На всехдопросах вел себя бесстрашно, с достоинством.

Наталья Овсянникова цитирует его слова, сказанныена допросе: “Мои политические убеждения - недоброе отношение к революции вообще и особенно к большевикам. Если бы я смотрел на вещи не через церковную призму, то в настоящее время боролся бы с советской властью с оружием в руках”. Эти слова говорят о батюшке как о человеке, не знавшем компромиссов в вопросах веры.

В концлагерях оставался священником
Ему пришлось отбывать срок во многих лагерях: Темниковских, Алатырских и на Колыме. Старец Варсонофий говорил, что тюрьма была для него духовной школой.

По свидетельству иеромонаха Нектария, биографа старца, отца Варсонофия помещали в камеры уголовников, отъявленных рецидивистов, утративших всё человеческое. Истинно христианское поведение батюшки часто укрощало и этих зверей в человеческом облике.

В самой камере он вел себя как священник и монах. Невзирая на шум, крик, неимоверную ругань, тяжелый дым табака, он часами простаивал на молитве с четками, как бы не замечая окружающей его обстановки. Передачами делился со всеми. Не опускаясь до той среды, в которой находился, но и не презирая ее, заставлял смотреть на себя как на истинного служителя Божия.

В лагерях преподобный Варсонофий принципиально отказывался от какой бы то ни было работы в воскресные и праздничные дни и ни под каким предлогом не давал изменять свой облик, только насильно, применив побои, его остригали и сбривали бороду.

Его лишали передач, избивали, держали в мучительных одиночках, в неимоверной тесноте, почти герметически закрытых в летнее время, набитых до отказа камерах или в холоде. Лишали пищи, а потом сытно кормили и не давали пить, инсценировали расстрелы, и много других истязаний пришлось претерпеть отцу Варсонофию.

Живой среди трупов
В конце 1930-х годов он, уже полный инвалид, был осужден НКВД на новый срок заключения на Колыме. Несколько месяцев тяжелой поездки в арестантских вагонах при 40-градусном морозе претерпел преподобный Варсонофий, прежде чем попал к месту своего заключения. На Камчатке он сильно заболел, состояние было таким, что его посчитали умершим и выбросили тело. Наутро нашли сидящим среди трупов.

Сам отец Варсонофий об этом случае рассказывал следующее. Когда его выбросили на кучу мертвых тел, он был без сознания. Очнувшись, почувствовал тепло. Свет озарил ночное небо, явился Сам Христос, Который протянул ему руку и сказал: “Дерзай, ты мне еще нужен на земле для проповеди Евангелия”.

Наталья Овсянникова рассказывает такой случай: “На Рождество за отказ от работы в праздник батюшку бросили в сарай в одном белье, предварительно жестоко избив. Мороз достигал минус 65 градусов. Преподобный молился так, что метровый слой снега растаял. Мучителей пример столь горячей и чудотворной молитвы не мог оставить равнодушным. Вскоре старца оставили в покое”.

В 1941 году преподобный Варсонофий был освобожден из заключения, а в 1946-м году после лечения приехал в Краматорск. С 1949 по 1950 год он служил настоятелем Свято-Покровского храма в старой части города, который строился под его руководством.

Храм, который построил святой
Нынешний настоятель Свято-Покровского храма протоиерей Николай Кривошеев говорит, что судьба сводила его с отцом Варсонофием несколько раз. “Помню, в 1948 году, когда я был еще школьником и жил с родителями в городе Часов Яр, пошел слух, что в Краматорске живет прозорливый батюшка, - рассказывает отец Николай. - Я тогда уже ходил в церковь. И вот моя мама и бабушка решили привезти меня в Краматорск, чтобы старец сказал, стоит ли мне становиться священником (у меня уже тогда было такое желание).

Мы приехали на службу, в конце которой я вместе с другими людьми подошел к батюшке и взял у него благословение. Отец Варсонофий сказал взрослым, что у нас в семье пятеро мальчиков, священником же стану только я, но мне будет очень трудно.

Так и вышло. В начале на меня начались гонения в школе. Потом не дали поступить в семинарию и отправили в армию. А после службы я с огромными препятствиями все же поступил в Одесскую духовную семинарию. КГБ прибегало к угрозам и уговорам, но я все-таки стал священником, как и предсказывал отец Варсонофий.

Потом я вновь встретился с отцом Варсонофием, а позже Господь направил меня на служение в тот самый краматорский храм, который строил преподобный Варсонофий”. Отец Николай и сегодня причащает прихожан из серебряной чаши отца Варсонофия, а в алтаре хранится его напрестольный крест. Из Херсона отец Николай привез в храм частичку мощей преподобного Варсонофия. Так что сейчас святой Варсонофий вновь пребывает на краматорской земле.

Из Краматорска его гнали лопатами
Два года приносил он радость своим служением прихожанам Свято-Покровской
церкви. Но враг снова ополчился против него. Как го ворили очевидцы, в один из
дней к храму подошли озлобленные безбожники с палками, лопатами, собираясь бить отца Варсонофия, и требовали, чтобы он вышел к ним. Батюшка стоял и молился. После молитвы он трижды выходил к людям, осенял их крестом и снова уходил в храм молиться. Видя смирение и кротость пастыря, разъяренные люди молча разошлись.

После этого случая отец Варсонофий попросил перевести его в Херсон. Но и там у него нашлись завистники. Батюшку переводили с одного места на другое.

В последние дни своей жизни отец Варсонофий сильно болел. Он стал готовиться к смерти. После исповеди и причащения преподобный Варсонофий мирно отошел ко Господу 17 октября 1954 года, в день своего Ангела. Вблизи храма Всех Святых в городе Херсоне тело преподобного Варсонофия было предано земле.

С тех пор на его могилу приходят верующие, просят у него помощи в своих делах и получают исцеление от болезней.

28 марта 2007 года мощи преподобного Варсонофия были обретены и перенесены в Свято-Духовской кафедральный собор города Херсона. Решением Священного Синода УПЦ от 18 апреля 2008 года архимандрит Варсонофий (Юрченко) был причислен к лику святых как преподобноисповедник Херсонский. День его памяти будет праздноваться 17 октября и 28 марта. В лице этого святого Краматорск обрёл молитвенника и заступника на небесах.

устами очевидца
Фотография батюшки в святом углу
Краматорчанка Лидия Рыбальченко, родившаяся в 1927 году, говорит, что батюшка Варсонофий своими молитвами мог исцелять людей. “У нашей знакомой на ногах долгое время не заживали раны, было что-то вроде язвы, - вспоминает она. - Уже и мази всевозможные применяла, и к докторам обращалась. Подошла под благословение к батюшке, а он говорит: ты завяжи раны бинтиком, а через недельку открой. Открывает - а раны уже зажили!

Он мысли человека мог читать. Мама говорила, что он великий пророк. В 52 году он приходил к нам домой проведать маму, причащал её. В церковь ходило много людей, и все просили у него благословение, рассказывая свое горе. Он только посмотрит - и сразу говорит, что человеку надо делать”.

Как дорогую святыню Лидия Рыбальченко хранит в своем доме фотографию отца Варсонофия, подаренную им же ее маме. Уже 50 лет она стоит в рамочке в красном углу с иконами. Старца Варсонофия тогда еще официально не причислили к лику святых, но краматорчане почитали его как святого

Олег Кручинин
Вложения
 храм.jpg
Никольский храм, который построил архимандрит
храм.jpg (10.27 Кб) Просмотров: 5409
 Юрченко1.jpg
Архимандрит Варсонофий
Юрченко1.jpg (7.51 Кб) Просмотров: 5473
Положи меня,как печать,на сердце твое, как перстень,на руку твою:ибо крепка,как смерть,любовь;люта, как преисподняя,ревность;стрелы ее -стрелы огненные;она пламень весьма сильный.Большие воды не могут потушить любви,и реки не зальют ее(Песнь Песней 8)
Аватара пользователя
Катя Матвиенко
 
Сообщения: 12
Зарегистрирован: 17 янв 2009 15:45
Откуда: Украина- Россия- Франция

Вернуться в Паломничества

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron